«Как молиться о даровании супруга?» — протоиерей Дионисий Свечников

Протоиерей Дионисий Свечников (1980)

«Мне … лет, с женщинами (мужчинами) не везет. Молюсь, но Бог не посылает человека. Почему так происходит? Бог меня не слышит?». «Кому молиться, чтобы встретить хорошего мужа (жену)?». «Не могу встретить спутника (спутницу) жизни. Бог хочет, чтобы я осталась одна?» «Кому молиться, чтобы выйти замуж?».

Такие вопросы священникам нередко приходится слышать. Их всех обобщает разочарование, уныние, а порой и вовсе отчаяние. Человек искренне хочет вступить в брак, родить детей, но никак не встретит человека, с которым хотел бы связать жизнь. Начинает молиться, порой усердно, ездит по святым местам, старается жить по заповедям Божьим. Но все никак. И порой даже наступает обида на Бога. В чем же дело? Неужели Бог действительно не слышит или не хочет помочь? Вопрос серьезный и для некоторых людей более чем насущный. Попробуем на него ответить.

Часто в разговорах с теми, кто утверждает, что им не попадаются нормальные кавалеры (барышни), раскрывается то, что требования к «нормальности» потенциальных спутников жизни, мягко говоря, завышены. Девушкам часто хочется видеть в женихах принца на белом коне. И такого, чтобы «не пил, не курил и цветы всегда дарил». Увы, количество принцев в мире сильно ограничено, и они, в подавляющем большинстве, заключают сословные, династические браки. Как поется в известной песне – жениться по любви не может ни один король. Это касается не только настоящих принцев, но и тех, кто подпадает под определение состоятельных людей. Дети состоятельных людей или они сами, как правило, заключают браки с себе подобными. Это обусловлено многими причинами, обобщенно назовем их материальными. Случаются, конечно, исключения, но какова вероятность того, что принц вдруг возьмет и появится на жизненном пути? Минимальна. Ожидание принца может сильно затянуться.

Но это только одна сторона медали. Желание «продать себя замуж подороже» совсем не вяжется с христианским пониманием брака. Такое желание даже имеет определение – удачно выйти замуж. Соответственно, те, кому не посчастливилось устроить свой быт путем замужества – неудачницы. Кто-то возразит – люди на протяжении всей истории заключали и сословные браки, и браки по расчету, что же изменилось сейчас? Ничего не изменилось, людям на протяжении всей истории хочется жить лучше и хочется делать это за счет других людей. Но так ли должны поступать христиане? Брак в христианстве – это, в первую очередь, духовное единение супругов во Христе. А есть ли оно в том случае, когда один из супругов «продает» себя, а другой «покупает»? Сомнительно. Поэтому такая потребительская психология вряд ли будет хорошим основанием для обращения к Богу с молитвой о замужестве.

Ожидание принца может быть и не связано с желанием материальных благ. Порой романтически настроенные девушки ждут от потенциальных женихов сплошной романтики в отношениях, а когда ее не случается, то разочаровываются и вычеркивают молодого человека из списка «принцев». Принц по определению должен быть романтиком, а раз Вася-тракторист не романтик, то и не принц.

Похожая логика работает и в отношении молодых людей. Очень часто молодые люди хотят видеть в будущей жене ту, которая никогда ни на кого глаз не поднимала и за ручку ни с кем не ходила. О блуде тут речи не идет, он недопустим для христиан. Но если девушка никогда ни на кого глаз не поднимала, то чего ради ей вдруг поднять глаза на того, который ищет именно такую? Неужели у Коли-менеджера на лбу написано, что он ее единственный и Богом посланный супруг? Нет. А стоит ли тогда искать такую, каких нет? И опять ответ – нет.

С возрастом требования к потенциальным супругам могут становиться проще, планка их снижаться. Но внутренняя установка все равно не дает возможности адекватно оценивать ситуацию. Нарисованный образ будущего супруга не позволяет видеть в реальных людях реальных кандидатов. В итоге – несбывшиеся надежды и тщетные молитвы. Человек молится, а толка нет. Но в этом виноват не Бог, а сам человек, потому что ищет либо выгоду, либо некий идеал, которого не существует. А в это время по жизни мимо проходят достойные люди, которые вполне могли бы стать хорошими и любящими супругами.

Нередко, казалось бы, подходящий человек на пути, все-таки, встречается. И даже не один. Но все попытки выстроить гармоничные отношения после знакомства заканчиваются ничем, оставляя то же самое ощущение, что Господь никак не пошлет подходящего супруга. Но если такой перебор происходит постоянно, стоит задуматься над собственным вкладом в отношения. Возможно, мужчина или женщина ждут, что именно другой будет подстраиваться, подлаживать себя по них: смирять свои амбиции, отказываться от своих желаний ради того, чтобы построить гармоничные отношения. Сами же при этом не прикладывают усилий для исправления своего характера, смягчения требований к своему избраннику.

Порой желание мужчины или женщины направлено в отношении конкретного человека. На полном серьезе поизносятся молитвы вроде «Господи, сделай так, чтобы Вася (Даша) стал(а) моим мужем (женой)». Такие молитвенные просьбы вряд ли будут исполнены, поскольку Бог никого не принуждает и не идет против свободной воли человека. Если Вася не видит Дашу своей женой, или Даша не хочет замуж за Васю, то просить у Бога противного просто не имеет смысла. Согласие обоих супругов на брак спрашивают и в ЗАГСе, и на венчании, об этом не стоит забывать и во время молитвы о даровании супруга.

Многие люди ошибочно полагают, что Бог – это сваха, и именно Он должен послать расчудесного супруга, который обязательно должен соответствовать всем требованиям «заказчика». При этом личные качества «заказчика» и тех лиц противоположного пола, с которыми он пытается строить отношения, не имеют никакого значения. Бог на то и нужен, чтобы все устроить, Ему сверху видней. Он должен взять за уши Ваню и Машу и столкнуть лбами, да так, чтобы они сразу под венец пошли. А Ваня и Маша, так уж и быть, потом свечку в церкви поставят.

Конечно же, Бог – не сваха. И Он никому ничего не должен. Его нельзя обязать сделать что-то по нашему желанию. Но Он, как чадолюбивый Отец, действительно может помочь. И тут важно понимать, чего именно хотят мужчина или женщина от Бога – чтобы Он послал супругов или чтобы супруги были именно такими, как хочется просителям. Если первое, что, несомненно, по-христиански, то нужно всецело положиться на Бога и довериться Ему. Довериться Его выбору. Довериться безоговорочно. Да, именно так и никак иначе. В противном случае это будет «заказ» – Господи дай мне такого супруга, как я хочу. Но разве Богу не видней, какого супруга надо? Если так, то значит нужно довериться. Читая молитву Господню, мы произносим слова: «да будет воля Твоя на земле, как на небе», тем самым предлагая Богу принять деятельное участие в нашей жизни, проявить Его волю. А в чем же воля Божия? В том, чтобы человек жил по Евангелию. И только жизнь по Евангелию может быть основанием для того, чтобы Бог явным образом явил Свое участие в жизни человека. И это относится не только к вопросам брака, но актуально во всех сферах жизни. Таким образом, недостаточно просто молиться о супруге, нужно еще своей жизнью подтверждать упование на Бога в этом вопросе. Бог вряд ли станет выполнять «заказы» и не будет сводником, который поставляет женихов и невест на выбор.

Также необходимо осознавать и то, что Бог дает не то, чего мы хотим, а то, что считает нужным. Если Бог не посылает мужа (жену), то, возможно, не о том человек молится, не того просит, в то время как Господь дает нечто другое, не желаемое, а нужное. Может быть, человек просто отказывается замечать и принимать того, кого посылает Господь, из-за того, что хочет удовлетворения именно своему желанию.

Бывает, что человеку дается ситуация безбрачия для того, чтобы он разобрался в себе и в своей вере, осознал, что в жизни главное, все-таки, не наличие мужа или жены (или ребенка), а спасение души. Прекрасно, если духовную жизнь удается разделить с мужем или женой, помогая друг другу в этом непростом деле спасения. Но иногда для него нужно умение смириться с тем, что мужа или жены нет. И пока человек мучим жаждой получить желаемое и не прекращает отчаиваться или роптать, не получая удовлетворения, все так и будет продолжаться.

Христианин или христианка должны молиться о даровании христианского супруга, который полностью разделял бы евангельский образ жизни. Это важное условие является залогом правильной молитвы о даровании супруга и укрепляет веру в то, что Бог ответит на нее. Последнее, что хотелось бы напомнить – «на Бога надейся, а сам не плошай». Даже при очевидно правильном подходе к молитве никто не отменял ухаживаний, конфетно-букетного периода и прочих приятных моментов подготовки к одному из важнейших дел жизни мужчины и женщины – христианскому браку.

Источник: Азбука.ру

Ошибка в тексте