Протоиерей Артемий Владимиров «Слово о таинстве брака»

Протоиерей Артемий (Владимиров) (1961), протоиерей Русской Православной Церкви, писатель и проповедник, педагог. Член Союза писателей России.

Возвышенно и свято учение Христа Спасителя о браке как об освященном Самим Богом союзе мужа и жены, связанных обетами взаимной верности до смерти! Господь через Таинство Венчания низводит на брачующихся Свою благодать, которая вспомоществует им в жизненном подвиге.

Венчание существовало в Церкви всегда. Оно выражалось в благословении епископом христианских жениха и невесты, вступающих в законное, богоугодное сожительство. В позднем Средневековье Византия выработала то прекрасное по форме и содержанию последование, которое было усвоено Русской Церковью и именуется священнодействием Браковенчания.

В наши дни всестороннего нравственного упадка, сознательной войны темных сил против идеала супружества, разрушения самого уклада семейной жизни, Таинство Венчания является единственным прочным фундаментом, поистине Богом положенным основанием, на котором христиане только и могут возводить здание брака, гармоничного, счастливого и спасительного как для них самих, так и их детей. Господь Иисус Христос, освятивший в Кане Галилейской брачный союз апостола Симона Зилота, и поныне таинственно соприсутствует венчанным супругам во исполнение Своего евангельского обетования: «Там, где двое собрано во имя Мое, там и Я посреди них».

Христианский брак заключается ради спасения душ полюбивших друг друга людей, приносящих взаимные обеты верности и любви пред лицем невидимого Бога. Он и сочетавает жениха и невесту «во единую плоть» благословляющей десницей Божиего иерея – во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Богом венчанные муж и жена знают, что, служа семье, они угождают Самому Христу Спасителю. Вот почему сохранение взаимного мира и единомыслия, умножение дара любви в трогательной и нежной заботе друг о друге, равно как и обоюдная верность нравственному закону супружества – главная жизненная задача мужа и жены. Божественная благодать, веселящая сердца супругов и освящающая их земную любовь, содействует зачатию, рождению и воспитанию детей в учении Господнем. В христианском браке нет места бесплодным мирским спорам о первенстве. Апостольское слово ясно говорит о взаимном дополнении супругами друг друга, именуя мужа главою, кормильцем и защитником жены, а ее – сонаследницей с ним благодатной жизни, помощницей, находящей радость в разумном послушании мужу, который умеет брать на себя ответственность за обоюдно принимаемые супругами решения.

Вопреки расхожим мирским представлениям, христианские жених и невеста призываются словом Божиим (равно как и их собственной совестью) сохранять девство до венчания – ради гармонии семейных отношений и здоровья будущих детей. Таковы собственно вековые устои всех культурных народов, ныне вырождающихся единственно по причине отступления от библейских моральных принципов. Чистый белый плат (полотенце), приносимый в храм брачующимися, и знаменует их нравственную чистоту, а одновременно указывает на благую решимость (как бы мы сегодня сказали) начать совместную жизнь «с чистого листа».

По сложившемуся обычаю жених и невеста должны успеть официально зарегистрировать свой брак в соответствующей светской инстанции, что служит для священника определенным гарантом серьезности их намерения. Государственная регистрация брака, будучи для христиан внешней юридической скрепой, делает их законными супругами в глазах светского государства, которое облекает мужа и жену взаимными правами и обязанностями.

Представляется очень важным для будущих супругов получить на брак благословение (одобрение) родителей и, конечно же, приходского пастыря, который осуществляет общее духовное руководство православного человека на жизненном пути. Кому, как не священнику, известны все обстоятельства, благоприятствующие или препятствующие созданию конкретной семьи! Он же и готовит брачующихся к венчанию, принимая их подробную исповедь, без которой супружеские венчальные обеты не должны быть произносимы!

Первой, приуготовительной (в отношении венчания), частью священнодействия является обручение. Оно, по обыкновению, свершается в передней части храма, куда выходит священник и выносит из алтаря уже освященные кольца – символ неразрывности супружеских уз. Вручив брачующимся горящие свечи (образ взаимной жертвенной любви), батюшка от лица Матери Церкви читает молитвы обручения, испрашивая жениху и невесте незримое покровительство ангела Божия, под осенением крыл которого будет протекать их совместная жизнь, исполненная мирных и созидательных трудов. Нанизанные иереем на безымянные персты обручников кольца свидетельствуют об их свободном самоограничении и принадлежности друг другу, посредством которых расцветает и приносит свои спасительные плоды человеческая любовь.

Наступает время самого венчания… Священник возлагает епитрахиль на уже соединенные руки жениха и невесты – образ Божественного покровительства их намерению создать христианскую семью. Под пение библейского псалма он выводит пару в середину храма и поставляет ее на белый плат, чтобы затем принять от жениха и невесты обеты взаимной верности. Каковы они?

– Имеешь ли доброе произволение и благую решимость взять себе в жену (мужа) сию рабу Божию (сего раба Божия)?

– Не обещался ли (не обещалась ли) иной невесте (иному мужу)?

Отвечая на эти вопрошения, брачующиеся таким образом обещают Богу никогда не оставлять друг друга до смерти, преодолевая все жизненные испытания взаимной любовью. Венчальные обеты требуют от нас соблюдать верность даже в помыслах, равно как и быть верными цели, смыслу супружеского общения, раскрывающегося в чадородии и воспитании детей для Царства Христовой правды и любви. Произнесенная раз навсегда венчальная присяга, золотыми буквами написанная в сердцах мужа и жены, будет освещать весь их жизненный путь и, соблюденная нерушимо, исходатайствует им оправдание и вечное спасение на Страшном Суде Божием.

После велегласного прочтения молитв венчания, в которых воспоминаются ветхозаветные супруги и испрашивается ходатайство святых угодников Божиих за предстоящую пару, пастырь возлагает на главы жениха и невесты брачные венцы – символ их целомудрия и мученической решимости сохранить любовь до смерти.

Трижды рука священника крестовидно осеняет брачующихся, а невидимая десница Божия соединяет их воедино… Вот перед нами уже боговенчанные православные супруги! Их вниманию предлагается чтение из Священного Писания. Сначала апостол Павел (в Послании к Ефесянам) научит их святому соблюдению взаимных обязанностей, которыми зиждется на незыблемом основании веры христианская семья; а затем Сам Христос Спаситель раскроет им тайну претворения воды в вино на браке в Кане Галилейской. Дивное дело: вода содружества в сердцах жениха и невесты претворена ныне благодатью Святого Духа в вино супружества! В знак свершившегося чуда, ковшик сладкого церковного вина, веселящего души, подносится к устам супругов. Им надлежит испить до дна единую чашу, по церковному обычаю поднесенную пастырем тотчас после слушания Писания.

В завершение священнодействия пресвитер трижды обводит мужа и жену вокруг аналоя с иконами Христа Спасителя и Богородицы. Будучи главной венчальной святыней, образа украсят собой жилище супругов. Троекратное круговое хождение – символ жизненного шествия. Его возглавляет добрый пастырь, молитвенное участие которого содействует возрастанию и совершенствованию в любви молодой семьи. В завершение Таинства Церковь напутствует нововенчанную пару многолетствованием, испрашивая ей многих и счастливых лет совместной жизни, которая должна стать вдохновенной песнью супругов во славу Святой Троицы.

Множество вопросов и недоумений, естественно появляющихся в ходе подготовки к венчанию, призван (с чувством, толком, расстановкой) разрешать заботливый приходской пастырь. Умудренный духовническим опытом (а в иных случаях прибегающий за советом к епархиальному епископу, благословением которого действует иерей), священник за несколько встреч с молодыми людьми поможет им утвердиться в столь серьезном и ответственном шаге.

Скажем и еще нечто важное: современная жизнь неопровержимо свидетельствует, что сохранить благодать венчания могут только те супруги, которые не мыслят своего семейного бытия без воскресной Божественной Литургии и постоянного участия в Таинствах Исповеди и Причащения. В идеале каждая молодая христианская семья должна окормляться у общего для нее духовного наставника. Он призван опекать венчанных супругов и содействовать их подлинному воцерковлению. Иногда пастыри сталкиваются с суеверными представлениями у своих пасомых. Нелепые приметы (внезапно погасшая свеча, упавшее на пол кольцо и тому подобное) несовместимы со здравой и зрячей верой во Искупителя, Господа Иисуса Христа, благодать Которого хранит супругов во всех жизненных испытаниях!

Отметим в завершение слова, что никогда не поздно освятить союз, сложившийся вне Церкви Божией по причине отчуждения с детских лет современных христиан от веры и благочестия. Будем помнить, что чрез восполнение упущенного благодать Господня освящает уже рожденных детей и указует им путь спасения на примере их боговенчанных родителей.

Источник: Протоиерей Артемий Владимиров «Семь слов о святых Таинствах Матери Церкви»

Ошибка в тексте